Одним из самых зрелищных видов спорта является конный спорт. Он исключительно разнообразен - от классических скачек до национальных игр, а своими корнями уходит в Древнюю Грецию и соревнования колесниц. Конкур, выездка и троеборье включены в современную олимпийскую программу.
Бега - это ипподромные испытания рысаков на резвость, которые проводятся на беговой дорожке шириной 15 и длинной 1000-1600 метров. Дорожка обычно имеет эллипсовидную форму и угол наклона от 3-х до 11 градусов. Покрытие трека бывает земляным или из дерна.
Для участия в бегах рысаки запрягаются в специальные легкие тележки - качалки, которые имеют велосипедные колеса и весят от 18 до 20 кг. При этом спортсмена, который управляет качалкой называют наездником.
Старт на бегах дается при помощи специальной стартовой машины, на которой укреплены металлические створки с желтыми и зелеными огнями. Когда стартовая машина начинает двигаться, то включается желтый свет, по сигналу которого наездники начинают движение, выстраиваясь за створками. Заезд начинается по зеленому сигналу.
Если рысак во время заезда сбивается с рыси и переходит на галоп, то его снимают с соревнований (в России дается определенное количество скачков в зависимости от возраста лошади для исправления хода, в некоторых других странах дисквалификация происходит сразу). Также дисквалифицируется лошадь, которая прошла финиш галопом или имела в заезде больше двух сбоев. Кроме того существует стандарт резвости, свой для каждой породы и каждого возраста. Если рысак показал время ниже установленного стандарта, то его также дисквалифицируют.
Лошадей начинают испытывать с 2-х летнего возраста, на дистанции 1600 метров. Лошади старшего возраста испытываются на более длинных дистанциях (до 3200м).
Страны с развитым беговым спортом объединяет Европейский рысистый союз, который разрабатывает стратегию развития и составляет программы международных призов. Кроме того бега являются высокодоходным бизнесом. Так игра на тотализаторе привлекает в конную индустрию огромные финансовые средства.
Самыми известными и популярными считаются бега — Дерби, по традиции проходящие в первую среду июня на ипподроме Эпсом Даунз, близь Лондона. Они были учреждены в 1780 году двенадцатым потомком из рода графов Дерби.
Вольтижировка - это вид гимнастических упражнений, выполняемых на лошади. При этом лошадь на корде движется галопом или рысью по кругу диаметром не менее 15 метров. В центре круга находится кордовой, который с помощью корды заставляет лошадь двигаться по кругу против часовой стрелки, а с помощью бича поддерживает постоянный темп аллюра.
Само слово "вольтижировка" происходит от французского voltiger, что означает порхать, летать.
На лошадь одевают специальную уздечку с растяжкой и вольтижировочное седло, которое крепится на лошади четырьмя подпругами (две прямые и две диагональные). Спереди на седле имеются две ручки, а сзади - два кольца. Ими спортсмен пользуется при выполнении гимнастических упражнений.
Основные упражнения по вольтижировке:
сед в седло (это прыжок в седло, который состоит из двух основных частей - толчок и круг прямой ногой через круп лошади),
соскакивание с лошади,
«ласточка» или упор (упражнение при котором спортсмен упирается коленом на седло и вытягивает другую ногу назад),
«ножницы» (одно из самых трудных упражнений, при выполнении которого всадник резко меняет посадку, садясь лицом к крупу лошади),
стойка (вертикальное статическое положение спортсмена, бывает стойка на ногах и на плечах),
перемах (через шею или круп лошади прямой ногой),
«вертушка» (одно из самых сложных упражнений - при выполнении седа в седло спортсмен делает перемах через круп и, сразу перенеся правую ногу через седло, садится лицом к крупу).
При обучении вольтижировке начальные занятия проводят на стоящей лошади, либо на макете лошади, выполненном в натуральную величину. В дальнейшем, по мере освоения упражнений, лошадь пускают быстрыми аллюрами.
Соревнования по вольтижировке могут быть личными или командными. В команду входят 8 основных и один запасной спортсмен. Все упражнения подразделяются на четыре степени трудности. За правильное выполнение упражнений первой степени трудности ставят 1 балл, второй - 2 балла, третьей - 3 балла, четвертой - 4 балла. Соревнования включают в себя обязательную программу (не менее 5ти упражнений) и произвольную. Участники соревнований подбирают для выступления музыку и костюм, которые гармонично дополняют создаваемый образ. Победителем становится спортсмен или команда, набравшие наибольшее количество баллов.
На турнирах уровня континентального первенства и выше мужчины и женщины (в личном первенстве) соревнуются раздельно. Существуют возрастные ограничения: к командным соревнованиям допускаются спортсмены до 18 лет, к индивидуальным и па-де-де (показательным) - с 14 лет.
Идеальной для вольтижировки считается достаточно спокойная, с крепкой широкой спиной и мягкими аллюрами лошадь, приученная к ровному движению на корде по кругу.
Высшая школа верховой езды – это вид спорта, в котором всадник демонстрирует искусство управления лошадью на различных аллюрах. Этот вид спорта включен в программу Олимпийских игр и относится к классическим видам конного спорта. В настоящее время высшая школа верховой езды доступна не только для спортсменов-профессионалов, но и для любителей.
Соревнования по выездке заключаются в демонстрации искусства управления лошадью и включают в себя как элементы манежной езды, так и специальные выездковые упражнения. Всадник должен продемонстрировать хорошую подготовку лошади и умение тонко управлять ею. Именно в выездке достигается полное взаимопонимание всадника с лошадью.
Для более искусного управления лошадью на нее одевают мундштучное оголовье. В этом случае на рот лошади кроме трензеля воздействует еще и металлический мундштук. Он располагается на беззубой части рта лошади ниже трензеля. Специальная цепочка (или ремешок), прикрепленная к кольцам щечек мундштука, усиливает его давление. При езде на лошади с мундштучным оголовьем всадник разбирает в руках четыре повода: два трензельных и два мундштучных, которыми работает раздельно. Пользоваться мундштучным оголовьем может только очень опытный всадник.
Соревнованиям по выездке предшествуют организационные мероприятия, такие как: мандатная комиссия (которая проверяет документы), выводка (на которой проверяется состояние здоровья лошадей) и жеребьевка (на которой определяются номер выступления конника).
Соревнования происходят либо в закрытом манеже, либо на ровной площадке с травяным или песчаным покрытием. Размер площадки составляет 20 на 60м. Вдоль длинных и посередине коротких сторон площадки устанавливаются подставки с буквами, по которым спортсмен определяет где начинать и где заканчивать то или иное упражнение.
Джигитовка – это выполнение сложных гимнастических упражнений и акробатических трюков на лошади, идущей карьером или резвым галопом. При этом всадник демонстрирует смелость, ловкость, силу и искусство управления лошадью. Некоторые из упражнений очень опасные. В идеале джигитовку выполняют в казачьем или кавказском седле со стременами, связанными под животом, с ремнем скашовка.
Само слово джигитовка происходит от тюркского джигит, что означает лихой и искусный всадник.
Несмотря на кавказское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение российское. Казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это русское конное боевое искусство, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. До 50-х годов XX века она использовалась в боевой подготовке Русских кавалерийских частей.
К обязательной джигитовке относились следующие упражнения:
стрельба с коня и рубка (уколы) чучел;
поднимание предметов с земли;
подъем на коня пешего товарища;
увоз раненного одним или двумя всадниками;
соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере.
К упражнениям вольной джигитовки относились:
джигитовка с пикой и упражнения в метании дротика в расставленные цели
уменье положить коня на карьере,
"рыбка", — переворачивание на карьере лицом назад;
скачка сидя задом наперед;
скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую;
скачка стоя;
расседлывание коня на скаку.
Вольная джигитовка, способствуя казачьей удали, поощрялась всеми возможными средствами. Правила для нее не устанавливались.
Драйвинг - это соревнования экипажей, запряженных одной, двуми или четырьмя лошадьми, в зависимости от класса упряжек. Управляют экипажами 2 человека - драйвер (не моложе 16ти лет) и грум (не моложе 14ти лет), который помогает драйверу держать баланс экипажа, вписываться задними колесами в повороты, а также указывает дорогу.
Соревнования по драйвингу включают три вида: соревнования A - дрессаж (манежная езда), соревнования B - марафон (по пересеченной местности) и соревнование C - паркур (преодоление конус-препятствий). В этом плане драйвинг напоминают верховое троеборье. Чаще всего соревнования проводятся в три дня. Иногда в соревнования включают только два вида, но в любом случае марафон является обязательным.
Победителем считается участник, набравший минимальное количество штрафных очков во всех трех видах соревнований.
Конное поло считается одной из древнейшей командных игр с мячом. Возникла игра две с половиной тысячи лет назад в Центральной Азии, откуда получила распространение в Индии, Тибете, Дальнем Востоке и даже в Японии. Во второй половине 19 века поло было завезено в Европу из Индии английскими офицерами, где оно вскоре стало самой популярной командной игрой британской аристократии и приобрело спортивный характер. В Америке поло популяризовал известный американский издатель и путешественник Джеймс Гордон Беннетт. Во времена Александра II в Российской Империи конное поло стало излюбленным развлечением военной знати, поскольку в этой игре можно было показать мастерство наездника.
Конное поло часто называют спортом аристократов. Это командный вид спорта, в котором участники верхом на лошадях с помощью специальных клюшек пытаются забить мяч в ворота соперника.
Играют две команды по 4 всадника в каждой. Традиционно под первым и вторым номерами играют форварды, их основная задача - забивать голы. Третий номер - центровой игрок или полузащитник, он помогает нападающим и защите. Четвертый номер - защитник.
Игра состоит из периодов – чаккеров (англ. chukka), длительность которых составляет 7 минут. Перерыв между чаккерами – 3 минуты, во время которых всадники меняют лошадей, каждая лошадь в течении игры может выйти на поле только дважды. Матч, в зависимости от правил конкретного соревнования может состоять из 4, 6, или 8 чаккеров.
В случае нарушения правил, падения пони или игрока, получения пони или игроком травмы, повреждения амуниции, потери шлема или вылета мяча за пределы поля игра останавливается.
Конный пробег - это дисциплина конного спорта, цель которой - преодолеть соответствующее расстояние с оптимальной скоростью. Оптимальность в данном случае означает сохранение баланса между резвостью и физическими данными лошади. Победитель определяется по лучшему показателю времени прохождения дистанции. Пробеги показывают не только выносливость лошади, но и умение всадника правильно рассчитывать физические возможности лошади на длинной дистанции, распределять нагрузку так, чтобы не утомить лошадь преждевременно, и вместе с тем показать хорошее время. Соревнования могут проходить не один день.
Конные пробеги проводятся в естественных природных условиях, на пересеченной местности и по разным видам ландшафта, при этом маршрут не должен содержать более 10% дорог с жестким покрытием.
Участники конного пробега имеют в своем распоряжении карту (или план) маршрута, на которой изображено расположение всех обязательных остановок и препятствий. Для разметки определенных участков на протяжении маршрута, а также для обозначения препятствий, стартовой и финишной линий устанавливаются ограничительные флажки, ленты, указатели и т.д. При этом разметка должна быть выполнена таким образом, чтобы у всадника не возникало сомнений в отношении направления движения. Если же ошибки все-таки происходят, то они должны быть исправлены с того места, где были совершены, в противном случае участник может быть исключен из соревнований.
Маршрут пробега может включать в себя естественные препятствия в виде канавы, крутого спуска (подъема) или водной преграды (речки, ручьи). При этом у каждого такого препятствия должна быть предусмотрена альтернатива - обход естественной преграды, который, однако, отнимает у участника дополнительное время. Таким образом, отказ от преодоления препятствия на маршруте не влечет за собой последствий в виде исключения из соревнования.
Маршрут состоит из множества отрезков, в конце которых происходит обязательная остановка для отдыха и ветеринарного контроля за состоянием лошади. Если при проверке физического состояния лошади выявляются нарушения определенных показателей и дальнейшее участие может угрожать ее здоровью, то лошадь снимается с маршрута. Отрезки по протяженности не должны превышать 40 км.
На маршруте всадник может спешиваться, идти или бежать рядом с лошадью, однако линии старта и финиша он должен пересечь только верхом.
В конных пробегах очень важны хорошая экипировка всадника и правильно подогнанная амуниция, поскольку всадник находится в седле длительный срок. Лучше использовать не новое седло, чтобы не возникло неприятностей с натиранием спины лошади, и удобную, легкую, не тесную одежду.
Датой рождения пробегов в том виде, в каком они существуют сейчас можно считать 1955 год, когда в Америке впервые был проведен турнир TEVIS Cup. Его отличительной чертой стал строгий и педантичный ветеринарный контроль. До этого дистанционные конные пробеги имели репутацию одного из самых жестоких видов конного спорта.
Лечебная верховая езда - это особая форма лечебной физкультуры, которая получила признание во многих странах мира. Сам термин "иппотерапия" возник сравнительно недавно и происходит от греческого "hippos" – лошадь.
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду как один из методов лечения, реабилитации и адаптации, очень широк. Это и нарушения опорно-двигательного аппарата - от неправильной осанки, искривления позвоночника и нарушения координации движений, до серьезных проблем, возникающих вследствии параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы. И поражения органов чувств - слепота, глухота. И различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний. И нарушения психоэмоциональной сферы - аутизм, неврозы, шизофрения. И послеоперационная реабилитация. А также при работе с "трудными" детьми и подростками, для облегчения социальной адаптации.
Казалось бы, что может дать инвалиду или даже парализованному человеку верховая езда? А между тем для такого больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, - тело имеет свои пути запоминания полученного опыта, даже минуя сознание. А тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущей шагом, почти полностью имитируют движения идущего человека. У всадника работают практически все группы мышц, а необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет соотносить работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В движение приходят и те мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует опыт согласования движения, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.
У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности - словом, все то, что формирует и определяет взаимотношения человека с миром. Чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию. Умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияние на нее. Доверие к лошади постепенно переходит на доверие к миру и к людям, с которыми больной человек общается.
Проводятся также конноспортивные состязания среди инвалидов, что помогает таким людям найти свое место в жизни, перестать ощущать какую-то ущербность по отношению к здоровым людям. Для тех, кому физические возможности не позволяют сесть в седло, проводятся соревнования по драйвингу - управлению повозкой.
Конечно, любые занятия по лечебной верховой езде должны проводиться опытными инструкторами и врачами-физиотерепевтами.
Конкур - это классический вид конного спорта, включенный в олимпийскую программу. Является одним из самых массовых и популярных. Существует несколько видов конкура. Наиболее распространенный вид соревнований когда необходимо пройти по маршруту, преодолевая в определенной последовательности установленные на нем препятствия и при этом уложиться в определенное время, сделав минимальное количество ошибок.
Скачки - это ипподромные испытания на скорость лошадей верховых пород, с целью выявления и развития их работоспособности и позволяющие отбирать для племенных целей лошадей, обладающих высокой резвостью.
Скачки проводятся на скаковом кругу, который по краям ограничивают внешняя и внутренняя бровки (обычно это полоска дерна, канава или кустарник). Покрытие дорожки может быть земляным (в этом случае почву тщательно боронят и удаляют камни) или травяным. Ширина скаковой дорожки должна быть не менее 8-ми метров. Финиш располагается напротив судейской.
На скачках лошади стартуют из специальных отсеков (стартовых боксов), которые по сигналу стартера одновременно открываются, что дает возможность начать скачку без фальстартов. После старта боксы убираются с дорожки.
Жокеи, выступающие на скачках обычно легкие и невысокого роста (в барьерных скачках жокеи могут быть повыше, т.к. они ездят на более длинных стременах, чем в гладких скачках). Это связано с тем, что вес, который должна нести лошадь в скачках, ограничен и зависит от возраста лошади. Поэтому перед соревнованиями жокеев взвешивают вместе со скаковым (максимально облегченным) седлом и одеждой. В случае же если веса не хватает, то к седлу крепится дополнительный груз. После скачек жокеи-призеры проходят повторное взвешивание, чтобы убедиться, что вес остался неизменным или изменился незначительно.
Стипль-чез - это скачка с препятствиями (обычно проводимая на время) на замкнутой дистанции длиной от 4 до 8 км, которая может проводиться как на специально оборудованной трассе, так и на ипподроме (препятствия в этом случае сооружаются внутри круга).
Препятствия представляют собой разнообразные "мертвые" (неразрушимые) преграды высотой до 150см, изготовленные из деревянного бруса, бревен и очень плотного живого кустарника, а также канавы с водой и без воды, земляные валы. Количество препятствий составляет от 12 до 36 и зависит от продолжительности дистанции. Кроме того, скаковая дорожка имеет различное покрытие и небольшие перепады высот. Самым трудным считается грунт, который называется "вспаханное поле", он даже после небольшого дождя превращается в густую и вязкую кашу, преодоление которой требует от лошади максимального напряжения сил.
Стипль-чез берет начало в конных состязаниях, которые устраивали ирландские фермеры во второй половине XVIII века. Они проводили скачки до колоколен, высокие шпили которых были видны издалека, напрямик по пересеченной местности, где на пути попадались всевозможные естественные преграды - канавы, речушки, болота, кусты и бурелом. С английского стипль-чез так и переводится: steeple - шпиль и chase - погоня.
Наибольшее распространение стипль-чез получил в Англии, а Большой Ливерпульский стипль-чез - один из самых дорогостоящих - является предметом национальной гордости. Протяженность дистанции составляет 7200 метров, а количество препятствий - 32.
Также хорошо известен Большой Пардубицкий стипль-чез, проходящий в Чехии. Его протяженность - 6900 метров. Он настолько сложен, что многие всадники даже не доезжают до финиша.
Вообще стипль-чез отличается повышенной травмо-опасностью, а потому требует от лошади невероятной силы, резвости и выносливости, а от всадника огромного мастерства. К соревнованиям допускаются лошади от 5 лет.
Троеборье (милитари) – это наиболее сложный олимпийский вид конного спорта, который состоит из трёх частей: манежной езды, полевых испытаний и преодоления препятствий. Эти соревнования требуют от всадников большого опыта во всех видах конного спорта и знаний возможностей своей лошади.
У истоков троеборья стоят офицеры-кавалеристы. Этот вид спорта появился как способ проверки строевых лошадей: манежная езда показывала насколько они готовы участию в парадах, в кроссе тестировались их способности в преодолении любых ландшафтов во время наступления (отступления) или сражения с противником, а преодоление препятствий доказывало, что после битвы лошадь оставалась в хорошей форме и была готова к дальнейшим испытаниям.
В программе Олимпийских игр троеборье появилось в 1912 году. В то время это был спорт исключительно для военных. Однако благодаря международным военным соревнованиям со временем он распространялся из страны в страну, и после 1924 года интерес к нему появился и у гражданских всадников.